С Праздником, дорогие!
26 сентября в канун празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Богородско-Уфимском храме было совершено Всенощное Бдение. Богослужение возглавил старший священник храма иерей Дионисий Ефимов в сослужении клириков храма: протоиерея Алексия Федянина, иерея Максима Ракитина, диакона Алексия Хайруллина.
По традиции за богослужением в честь праздника Воздвижения Креста Господня из алтаря под пение молитв было совершено вынесение Креста с распятием. После коленопреклонного вознесения молитв ко Кресту священство и все молящиеся приложились ко святыне. После иерей Дионисий помазал всех молящихся освященным елеем. По окончании Богослужения старший священник поздравил всех с праздником и сказал слово духовного наставления.
27 сентября Великий праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. С Праздником!
Радуйся, Живоносный Кресте! Какие странные слова, дорогие мои братия: орудие позорной пытки приносит жизнь и радость. Истощение и крайняя нищета – рождают богатство даров Духа Святого, и Древо Крестное становится Древом Райским и украшается тайными цветами, испускающими благоухание жизни вечной. И из бездонной печали Великого Пятка – воссиявает радость и свет Воскресения Христова.
Да, у Бога Любви совсем особая логика. И слово о Кресте – для погибающих есть уродство, для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие. Бог побеждает силою любви до конца, любовию жертвенною, любовию крестною. И победное знамение этой безмерной любви Бога Троицы к миру – есть Крест. «Яко тако возлюби Бог мир, якоже и Сына Своего единородного дал на пропятие». Но Сын Сам, возлюбив сущия в мире, до конца возлюбил их, даже до страданий крестных, Он сам восхотел пострадать за них, и Дух Святой осенял сие благоволение Отца и Сына сострадательною любовию. Неизреченно и непостижимо, разделяя крестные муки Сына в лице Пречистой Духоносицы – Богоматери, Богородицы, стоящей и плачущей при кресте.
Крест был дан Сыну Отцом и был принят от Него. Любовь Отчая, почившая на Сыне Духом Святым, сокрылась во тьме и мраке Гефсиманской ночи, как и во свете Голгофского дня. Но на сокрылась ради Любви, торжествующей в жертвенности, что бы чрез то воссиять в силе и славе своей.
И созерцание жертвоприносящей любви исполняет душу ответной любовию, благодарением и торжеством – Воздвижения Креста в сердцах наших. И, таким образом, Крест есть также победное знамение любви нашей к Богу и брату. Им, Крестом, вдохновляемся сказать Отцу и свое ответное слово о крестности нашей жизни: если возможно, да не будет сия страшная чаша крестных мук – нашим уделом, но если невозможно – то да будет воля Твоя крестная в нас. Но пошли, Господи, силу и волю принять и понести Крест. Укрепи нас сердцем и устами лобызать Крест как самое драгоценное сокровище, имже вводимся в сокровенное таинство и совершенство Твоей божественной Любви. Уязви, Господи, сердце наше, любовию Креста Твоего, даруй терпение и мужество, к которым Ты призываешь нас: «Терпением вашим крестным спасайте души ваши, и претерпевший до конца, в любви крестной, тот спасется».
Крестная жертва предопределена в Предвечном Совете Святой Троицы, и Христос есть Агнец Божий, закланный прежде сложения мира. И Он приходит в мир страдать и умирать, чтобы взыскать, спасти погибших. Чтобы вознесением Своим на Кресте привлечь всех к Себе силою крестной любви: «И Аз, егда вознесен буду, вся привлеку к Себе».
И сия крестная жертва совершается по любви и послушанию воле Отца Небесного – «Послушлив был Христос, даже до смерти, смерти же крестныя». Христос постоянно говорит, что Он пришел творить не волю Свою, но волю пославшего Его Отца, а воля сия, что бы все спаслись и пришли к познанию истины. И Крест есть знамение преданности воле Божией, которая и дает глубокий и неотъемлемый мир. И поэтому в нашем, православном, понимании Креста, нет никаких ужасов, нет страха – перед крестной страстью.
Перед крестной страстию Своей Христос говорит ученикам на Тайной Вечери: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам. Сия глаголах вам, да во Мне мир имате, в мире скорбны будете, но дерзайте. Я победил мир, силою крестной любви». И вид распятого Христа исполнен этого небесного мира, этой величественной тишины, этой жертвенной светлой печали любви.
Великое духовное значение нынешнего торжества в том, что самая жизнь наша должна быть таковым Воздвижением для каждого из нас – его собственного Креста. Крест дается каждому свой, в ответ на его взятие, по слову Господа: «Возьми Крест твой и иди за Мной, куда бы Я ни пошел, в Гефсиманию, на Голгофу, в глубину адскую». Этот наш Крест есть, прежде всего, жизненный жребий, человеческая судьба. Она несет в себе радость и горе, вдохновение и изнеможение, нужды и заботы, труд и лишение, болезни и утраты, умирание и воскресение.
И Христос зовет всех нас – к вольному приятию Креста, его Воздвижению. Через это жестокая судьба становится уже собственным жертвоприношением, через преданность и покорность крестной воле Божией. Тогда приходит мир и радость в жизнь нашу, Крест уже не сокрушает нас, а оживляет и вдохновляет, ибо в нем мы познаем силу Любви Божией. И мы говорим: «Кто нас отлучит от Любви Божией, скорбь, или теснота, или смерть». Но мы познали, что никто и ничто не отлучит нас от Любви Божией, к ней мы пригвождены крестом Христовым.
И вся наша жизнь – есть крестное восхождение, возводящее к крестному исходу своему, к христианской кончине жизни нашей. Судьба наша дана нам, и мы остаемся несвободны в ее избрании, но от нас требуется подвиг веры к приятию воли Божией, в ее непостижимости и видимой порой суровости.
Старец Силуан говорит: «Все люди на земле несут скорби, и хотя не велики те скорби, которые посылает нам Господь, но людям они кажутся непосильными и сокрушают их. И это потому, что не хотят они смирить свою душу и предаться на волю Божию. А кто предался воле Божией, тех Господь Сам руководит Своею благодатию, и они мужественно переносят все, ради Господа, Которого возлюбили и с Которым прославляются вечно».
Бог есть Любовь, и праведны суды Его. Если же в нашей воле остается еще избрать и искать свое решение в творческом подвиге жизни, то мы должны молить Христа, да направит Он наш разум и волю Духом Святым на путь правый.
Воздвижение креста не есть только торжество церковное, торжество вселенское: «Видеша вся концы земли спасение Бога нашего», но и наше, собственное дело каждого из нас, дело послушания и терпения, дело творческого усилия и вдохновения всей нашей жизни. И на этом пути важнее всего – возлюбить Крест, любовно и бережно его обнять, возлюбить страдание, по слову дивного святителя нашей церкви. Такова жизнь христианская, совершаемая в крестном подвиге.
И кажется нам, что теперешняя наша жизнь особенно изнемогает под Крестом, ныне посылаемом Богом, каждому по-своему. Верующим и неверующим, гонителям и гонимым, воинствующим и от войны страждущим. Всем народам, и особенно народу Русскому и Родине нашей многострадальной. Но нам видится оком веры и любви, что чем тяжелее Крест – тем выше избрание, чем глубже страдание – тем прекрасней слава, чем темнее и страшнее ночь – тем ярче сияют звезды на небе милосердия Божия.
Подклонимся же братия под Крест, нам посылаемый Богом, будем его воздвигать духовно, с верою и любовию, упованием и покорностью, с невозвратным желанием отвергнуть себя во имя любви и принимать судьбы свои – как веления Божии. И тогда крест наш станет знамением победы духовной, радостью, благодарением, торжеством. И мы с мучениками, и древними и с нашими дорогими Новомучениками и Исповедниками Российскими, исполнимся нетленного вдохновения и воспоем: «Радуйся, Живоносный Кресте».
О таковой чести – пострадать за Христа, о таковой выстраданной крестной радости дерзаем просить Самого распявшегося на кресте за нас и с нами сегодня распинающегося Господа: «Дай же нам, Господи, молитвами Богородицы, устами и сердцем лобызать Крест Твой святый. Лобызать и Крест всечеловеческий, врезавшийся в дорогие любимые плечи. Дай, склонившись под него, сострадательно и молчаливо, вместе нести его, вместе изнемогать и падать, вместе с любимыми братиями, под тяжестью Креста на жизненном пути. Но и вместе воскресать силою крестной любви Твоей, в невечернем свете и радости Царствия Твоего». Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель),
27 сентября 2006 г.
Валаамский монастырь.