Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

4 декабря в великий двунадесятый праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Богородско-Уфимском храме была совершена Божественная литургия.
Богослужение возглавил старший священник храма иерей Михаил Поликаровский. Диаконский чин совершил диакон Алексий Хайруллин. Пел смешанный праздничный хор.

С Праздником, друзья! Для храмов, освященных в честь Богородицы, все богородничные праздники являются Престольными — большими и малыми.

Тропарь (глас 4):

Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

Кондак (глас 4):

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище Славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божий: Сия есть селение небесное.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим еже в храм Господень вхождение Твое.

День введения во храм Пресвятой Богородицы.
(Уроки из празднуемого события:
а) молитвы наши принимаются Богом особенно тогда, когда сопровождаются благими обетами,
б) от добрых родителей рождаются большею частию и добрыя дети,
в) родители должны водить с собой в храм своих детей).

I. Пресвятая Дева Мария, как дар Божий, данный праведным Иоакиму и Анне в старости по их усердной молитве, была ими посвящена Богу, согласно данному ими обету, на особенное служение Ему в храме и воспитание при нем в св. его обстановке. И вот, когда исполнилось богоданной отроковице три года от рождения, благочестивые родители Ея стали внушать Ей, что Она родилась вследствие пламенных молитв их, – что Она посвящена ими Богу еще до рождения и, как Божие дитя, должна теперь разлучиться с ними и быть у Бога в храме, – что Ей там будет гораздо лучше, чем у них… Преблагословенная Дева, несмотря на ранний Свой возраст, постигла смысл таких внушений и Сама просила Своих родителей о скорейшем исполнении их высокого обета. По выражению церковных песнописцев, св. Дева «младенчествовала плотию, но была совершенна душею, трилетствовала телом и многолетствовала духом» (Кан. 2 й, п. 3. тр. 5). По сему святые родители решились расстаться с юною своею Дочерью и посвятить Ее Богу, без всякой скорби даже «с веселием» (На лит. стих. 6). Конечно, эта твердость исполнения однажды данного и запечатленного обета за отнятие «поношения безчадства» получила высшее подкрепление в благословении Божием: это есть «тайна Божия, в коей Сам Господь прият ныне от человек не искусобрачную в знамение Своего примирения (с человечеством) и обновления», по взгляду святой церкви (Кан. 1 п. 6, тр. 2).

II. а) Отсюда вытекают для нашего назидания следующия мысли: молитвы наши пред Богом особенно приемлются тогда, когда мы сопровождаем их благими обетами и во всяком случае желаем дарованное нам от Бога употреблять не для своего тщеславия и не для угождения своей плоти, но для славы Божией, для целей духовных и нравственных. Молясь о даровании детей, родители обязаны более всего просить для них благословения Божия и с юных лет направлять их мысли и чувства к Богу, к чистой и святой жизни.

б) Но здесь же открывается и другая истина, весьма полезная для родителей, а именно: от добрых родителей раждаются и дети добрыя, во исполнение божественных слов свящ. писания (Рим. 11, 16): «аще корень свят, то и ветви» (святы). Почему Господь избрал в родители Пресвятой Девы Иоакима и Анну? Правосудный не действует без основания; пристрастия в Нем нет. Поэтому если Он благоволил произвесть Матерь Божию от тех, а не от других родителей, то, конечно, сделал это по какой-нибудь мудрой и справедливой причине. Господь не говорит о ней в Своем писании; но мы, кажется, безошибочно откроем ее, если скажем, что та святая Дева, Которая предназначена была Промыслом Божиим зачать во чреве Святейшего святых, должна быть Сама пресвятою; а для этого Ей надлежало не только получить освящение от Господа, но и родиться от чистых и праведных родителей. Но был ли кто праведнее Иоакима и Анны из современников? Святое писание молчит о сем, а верное предание свидетельствует, что они были самые благочестивые люди. Поэтому-то они и удостоились быть родителями святейшей Девы, избранной Богом для высочайшей тайны спасения всего мира.

Если же детям сообщаются физическия, телесные и нравственные качества родителей, не только общия, но и личныя, то как должны быть внимательны к себе родители, чтобы не сообщить своим детям дурных и порочных наклонностей и не сделать их чрез то несчастными! Напротив, должны отличаться всеми св. чертами христианского характера и передавать их своим детям, для их спасения.

в) Обратим, братие внимание и на цель введения во храм Пресвятой Девы Марии.

Главная цель введения во храм Пресвятой Девы Марии была воспитательная; согласно с особенным Ея назначением – быть одушевленным храмом Божиим, – Ей надлежало, как уверяет св. церковь, «воспитатися» в храме Божием: «в божественнем храме, яко суща божественный храм, от младенчества, со свещами светлыми отдана бывши, явилася еси приятелище неприступного и божественного света» (На хвалит. стих. 4).

Без сомнения, под особенным внушением Божиим, благочестивые родители Пречистой Отроковицы ясно сознавали, что лучшим выражением их любви к богоданному Младенцу может быть лишь самое тщательное сохранение его от всего худого и лучшее воспитание в духе закона Божия. А где полнее и успешнее можно было этого достигнуть, как не в храме Божием, куда не проникает ничто нечистое, где все дышит святостию? И когда же естественнее было начать это священное дело, как не с самых ранних лет дитяти, когда сердце его так доступно всем благим впечатлениям?

Отсюда прямой вывод такой, что те родители не любят своих детей и не желают им добра, которые не заботятся об их воспитании; а те родители, которые не водят юных детей своих в храмы по причине их маломыслия, ошибаются в своих суждениях Пусть малые дети маломысленны; но они впечатлительны. Святая атмосфера молитвенных собраний, святые лики и другие предметы, находящиеся в храме, благотворно действуют на восприимчивыя души детей; а сила благодати Божией, действующая чрез церковные тайнодействия и особенно чрез таинство причащения, весьма животворно влияет на внутренний строй душевных сил. При таком настроении эти дети с большим успехом и с большею любовию будут воспринимать и усвоять себе христианские мысли и евангельские внушения. В противном же случае, когда души детей, удаленных от церковного влияния, загрубеют от впечатлений житейских – безрелигиозных и безнравственных, на них трудно будет сеять христианские истины, как на земле не доброй и поврежденной.

III. Да поможет нам Бог запечатлеть в своей памяти эти спасительные уроки и да подвигнет Он нашу слабую волю приложить их к нашей жизни.

© Сост. с дополн. священник Григорий Дьяченко по кн. «Поучения на великие праздники православной церкви». Спб. 1878 г