С праздником Крещения Господня

С Богоявлением, дорогие друзья!
С явлением миру Пресвятой Троицы! С Крещением Господним!

В ночь на 19 января, двунадесятый праздник Крещения Господня (Богоявление), в Богородско-Уфимском храме была совершена Божественная литургия Иоанна Златоуста. Богослужение возглавил старший священник храма иерей Михаил Поликаровский.
По заамвонной молитве совершилось Великое освящение воды.

По окончании Литургии отец Михаил поздравил многочисленных прихожан храма с праздником Крещения Господа нашего Иисуса Христа, с Богоявлением.

Знаете ли вы, что слово «крещение» никак не связно со словом «крест»? По-гречески крест — это «ставрус», а крещение — «баптисма». То есть на языке Евангелия это совершенно разнокоренные слова. Только у нас (благословенных или бедных — скорее всего и то, и другое вместе) эти слова совпадают, являются омонимами. Вот мы и путаем, что значит «креститься».

Крещение Господне — это явление Христа. Народу приходится цитировать название известной картины Иванова, которую тот писал всю свою жизнь — «Явление Христа народу». На иорданской воде Бог явил себя как Троица, а Иисус из Назарета явил себя как Христос.

Христос жил на земле, родившись от Девы Марии, что мы и празднуем в праздники Рождества Господне. Христос уже был маленький мессия. Он должен был пройти все стадии возрастов человеческих. Он должен был быть младенцем, чтобы осветить младенчество. Затем — подростком, чтобы отрочество тоже получило святость через Иисуса. Потом он был юношей, чтобы юноша получил святость через Иисуса. Безумные юношеские возраста.

Затем он вошел в возраст зрелого мужа, и только тогда, когда достиг возраста зрелого мужа, он явил себя как Христос. И явил себя не сам, а явил при посредничестве, при служении Святого Иоанна, который был предтечей — идущим впереди, и возвестил людям покаяние.

Покаяние было совершенно необходимо, чтобы в Иисуса поверить. Кто из нас не кается, тот в Иисуса Христа верить перестает. Либо никак не может к вере прийти. Потому что вера дается только кающемуся. Каешься, Господь тебя утешит. А не каешься, будешь допускать в своей душе хитросплетенные змеиные клубки лукавых мыслей, простоты не будет, не будет покаяния, веры тоже не будет.

Вот Иоанн пришел выровнять Христу дорогу, как грейдер прошел перед ним. Ровняя все — долины наполнились, а холмы понизились. Он сказал: «Покайтесь, приблизилось Царствие Небесное!»

И к Иоанну на Иордан пришел Господь Иисус Христос, и Иоанн его узнал. Не потому, что у него была фотокарточка Христа, или портрет, или словесное описание — а он затрепетал от страха, чувствуя перед собой Того, Кто с небес сошел на землю. И сказал ему: «Ты ли ко мне идешь? Я должен у тебя креститься?» Христос удержал его и сказал: «Оставь теперь, ибо надлежит нам исполнить всякую правду».

И встав между грешниками, а грешников было много, Иоанн пробил сердца людские проповедью покаяния. К нему потекли со всех сторон самые разные люди. И они каялись в грехах своих. Иногда даже выкрикивали грехи свои, не стыдясь. Они кричали и плакали о грехах своих и заходили в воду, а Иоанн погружал их в эту воду, в покаяние.

Вот это погружение, «баптисма», это и есть крещение. Они выходили из воды, из-под руки праведного Иоанна, очистившиеся исповедью своих грехов, омытые символически водами, и чувствуют облегчение в совести. Вот это и были те, кто уверовал в Иисуса Грядущего вслед за ними.

И Христос зашел в воду, и он крестился. Хотя Иоанн знал, что у него грехов нет. Христос говорит: «Молчи!» И зашел в воду, и под рукой погрузился в воду, и тут же вышел, ничего не говоря. Потому что грехов у Христа нет.

И после этого были разверстые небеса, и Дух в виде голубя сошел на сына Божия, в водах стоящего, и Иоанн видел это. Предание Эфиопской Церкви говорит, что тогда родилось словосочетание «слава Отцу и Сыну, и Святому Духу», потому что Иоанн слышал Отца сказавшего: «Это сын мой возлюбленный». Видел сына, крестившегося от его руки, и видел Духа Святого в виде голубя, сходящего на сына. И он, соединив все вместе сказал: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу! И ныне, и присно, и вовеки веков, аминь!»

Вот такой праздник, дорогие христиане. Бог явил себя как Троица над иорданской водой, а Иисус из Назарета явил себя миру как мессия. После чего Он немедля направился в пустыню на сорокадневный пост. А уже оттуда Он вернулся с сильной проповедью для того, чтобы вернуть себе сердца людские и подготовить их к настоящей вере и к Евангелию Царствия.

Итак, пейте воду в Крещение, омывайтесь ею, купайтесь, кто хочет, хоть в проруби, хоть в ванне, хоть под душем, потому что вся вода святая в эти дни. Но главное, имейте веру Божию, в Христа, который есть истинный мессия, пришедший наконец-таки в мир, Иоанном засвидетельствованный. Кайтесь в грехах своих, берегите веру и живите правильно.

© Протоиерей Андрей Ткачёв