В великий двунадесятый великий праздник Преображение Господне в Богородско-Уфимском храме были совершены праздничные богослужения.
Преобразился еси на горе, Христе Боже, /
показавый учеником Твоим славу Твою, /
якоже можаху: /
да возсияет и нам грешным /
свет Твой присносущный, /
молитвами Богородицы, /
Светодавче, слава Тебе.
Великий праздник Преображения Господня дает нам повод вспомнить слова Господа Иисуса Христа:
«Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во мне и Я в Нем».[1]
Бесчиленны и велики были чудеса Господа Иисуса Христа. О, сколько чудес творил Он! И каких чудес! Вспомните как воскрешал Он одним словом дочь Иаира начальника синагоги, сына наинской вдовы, и даже Лазаря, четыре дня уже лежавшего в гробу. Вспомните, как единым словом повелевал Он утихнуть бурному ветру и высоким волнам улечься на озере Геннисаретском. Вспомните, как насыщал Он пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек, не считая женщин и детей. А в другой раз четыре тысячи человек семью хлебами. Вспомните, как ежедневно исцелял он больных всякого рода, не только нервных больных, как думают многие, а все болезни, вплоть до проказы, неизлечимой ничем, как возвращал Он прикосновеньем святого перста Своего зрение слепым и слух глухим.
Что же? Не довольно ли было этого? Мало было этих чудес? Да, довольно – для людей, которые открывали свои сердца пред Господом Иисусом Христом. Но совсем не довольно другим – тем злым книжникам и фарисеям, которые ненавидели Его, якобы нарушавшего закон Моисеев. Не довольно было тем, о которых сказал великий пророк Исаия:
«Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».[2]
И вот, ради этих упорных, тугоухих, плохо видящих, закрывающих очи свои от святой правды, счел необходимым Господь наш Иисус Христос прибавить к бесчисленным чудесам Своим еще великое и страшное чудо – Своего Преображения на горе Фаворе.
Пред Ним, воссиявшем божественным светом паче солнечного света, предстали два величайших пророка ветхозаветных – Моисей и Илия, коленопреклоненно беседовали с Ним о Его исходе. А ученики, которых взял с Собой на гору Фавор Господь наш Иисус Христос – Петр, Иаков, Иоанн – с ужасом, с изумлением смотрели на это, с трепетом смотрели. И внезапно покрыло их облако, из которого раздался глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его послушайте».[3]
И возвестили, и проповедали святые апостолы всему миру, что Господь наш Иисус Христос есть воистину Отчее сияние.
Казалось бы, после этой проповеди, после того, как мир узнал о Преображении Господнем, весь мир должен был бы пасть ниц пред Сыном Божиим и уверовать в Него, с трепетом уверовать. Но не случилось так. Не случилось и того, чтобы присутствие коленопреклоненных Моисея и Илии пред Господом Иисусом навсегда закрыло злые уста книжников и фарисеев, ненавидящих Господа, и замолкли бы навсегда их нелепые обвинения в том, что будто Господь наш Иисус Христос нарушал и осквернял субботу и весь закон Моисеев.
И до сих пор евреи не веруют в Него, не веруют в своего Мессию. Но еще гораздо страшнее то, что не только евреи не веруют, а и для множества, множества христиан еще верных Господу Иисусу, уже в значительной мере, даже в огромной мере потускнел свет Преображения Христова, божественный свет Фаворский потускнел и для них.
Страшно то, что все увеличивается и увеличивается недоверие между народами, страшно то, что свет Христов, никогда не меркнущий, для всей вселенной сияющий, у нас несчастных заслонен тучами, тяжелыми тучами безбожия. О как же это страшно!..
Но не будем отчаиваться. Будем помнить, что есть еще малое стадо Христово, то стадо, для которого и доныне сияет свет Христов, свет Фаворский с такой же силой, с какой сиял он для трех избранных апостолов. Будем помнить, что этому избранному стаду говорил Господь наш Иисус Христос: «Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».[4]
Вспомним и то страшное слово Христово, которое всегда звучит в ушах наших: «Когда придет Сын Человеческий, найдет ли веру на земле?»[5] О Господи, Господи! Неужели не найдешь? Нет, нет, найдешь, найдешь! Ибо Твое второе пришествие будет страшно, будет потрясающе страшно для тех, кто потерял веру в Тебя.
А тем, которые составляют Твое малое стадо, доныне звучат Твои слова, такие слова:
«Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».[6]
Но разве же это не величайшее одобрение для нас? Разве не величайшее утешение для нас?
Говорит Господь, что когда увидим мы приближение тех признаков, о которых говорил Он, как о признаках Своего второго пришествия, то не надо нам падать духом, но надо нам восклониться и высоко поднять головы наши, ибо приближается избавление наше.
Будем же, братья и сестры мои, жить так, чтобы быть достойными в этом страшный час восклониться, с великой радостью восклониться, ибо приблизилось избавление наше. Будем же достойны этого, не будем унывать.
Аминь.
Слово архиепископа Луки, произнесенное 14 августа 1956 года на даче в Алуште перед микрофоном магнитофона.