С Рождеством Господа нашего Иисуса Христа, дорогие друзья!
В этот Великий праздник в Богородско-Уфимском храме были совершены три Божественные литургии: ночная, ранняя и поздняя, а накануне — Всенощное бдение.
Богослужения совершили клирики нашего храма: старший священник — протоиерей Сергий Абрамов, протоиерей Алексий Федянин, иерей Игорь Матренин, диаконский чин совершил диакон Алексий Хайруллин.
Богослужебные песнопения исполнил праздничный смешанный хор храма.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения и молитва о Святой Руси.
Были зачитаны Рождественские Послания и поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, митрополита Уфимского и Башкортостанского Никона.
Сердечно поздравляем всех вас со светлым праздником Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Пусть исполнятся сердца наши любовью к Богу и ближним, чтобы Всемилостивый Христос пребывал всегда с нами!
«…Ангел Господень явился ему во сне,
и сказал: Иосиф, сын Давидов!
Не бойся принять Марию, жену твою;
ибо родившееся в ней есть от Духа Святого.
Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус;
ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
(Мф.1;20,21)
Сегодня, 7 января, православный народ празднует Рождество Христово, или День Рождения Христа. В старые добрые времена этот праздник отмечался весьма торжественно в продолжение нескольких дней, святых дней или «святок» (от дня Рождества до дня Крещения Господня). Рождество Христово — это великий праздник, полный Света, радости и счастья. Причем, нужно заметить, ощущают это величие и радость не только христиане, но даже люди не церковные. В чем же состоит секрет этого праздника, что же скрывается на самом деле за событием двухтысячелетней давности.
В приведенном в эпиграфе отрывке из евангельского рождественского чтения мы видим, что Ангел Господень возвестил Иосифу о Рождении от Пресвятой Девы в мир Спасителя людей от грехов. В контексте истории последних двух десятилетий эта мысль звучит как-то странно. Мы, кажется, уже привыкли слышать от СМИ о разного рода спасителях человечества, желающих спасти нас от чего угодно, только не от греха. Но вот Евангелие, как Божественное Откровение, утверждает однозначно, что людей надо спасать именно от греха. На обывательском уровне представление о грехе весьма размытое и ложное. Почему-то считается, что грех — это нечто привлекательное и приятное, чего по своему произволу желает лишить нас Бог или церковники. На самом же деле по учению Священного Писания и святых отцов Церкви, грех — это есть нечто совсем другое. О грехе, его причине и последствиях мы узнаем с первых страниц Библии. Дело том, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию, или, иными словами, в лице человека Он создал бога(с маленькой буквы) для всей видимой твари. А т.к. Бог Существо свободное, то и человек был наделен этим же свойством свободы выбора. Для возможности же осуществления этой свободы и дал Бог человеку возможность выбора. Эта возможность была заключена в одной небольшой заповеди, где человеку разрешалось употреблять в пищу плоды всех деревьев рая, кроме плодов одного дерева. Причем Бог предупредил людей, что в тот момент, когда люди нарушат эту заповедь – умрут смертью. Из последующего повествования Библии нам известно, что люди послушались слов не Бога, а падшего ангела — обольстителя, вошедшего в змея и оклеветавшего в глазах людей праведность Бога, и съели запретный плод. Как отмечают Св. Василий Великий и св.Иоанн Златоуст, физическая смерть сразу же для людей видимым образом не наступила, но духовная смерть наступила сразу же и выразилась в том, что люди увидели себя нагими, т.е. лишенными Божественной Славы или Светлых Божественных жизненных энергий, что явилось залогом физической смерти. Таким образом, грех есть первопричина зла и состоит в недолжном употреблении человеком своей свободы, в нарушении божественных законов. Св. ап. Иоанн Богослов так и говорит: «Грех есть беззаконие» (1Ин.3:4).. Следствиями греха являются расстройство человеческой природы, болезни и физическая смерть. В другом месте тот же апостол так и указывает, что грех – есть смерть (1Ин.5:16). Причем под расстройством человеческой природы подразумевается глубочайшее повреждение её основ: духа, души и тела. Последние стали иметь как бы каждый свою самостоятельную волю или желание, противоречащие друг другу. Иными словами грех разрушил в человеке единство гармонии духа, души и тела, где дух господствовал. На языке святых отцов это называется утратой подобия Божия человеком. И вся эта дисгармония, к сожалению, запечатлена в человеке на генетическом уровне (человек имеет поврежденную наследственность: ген старения, ген смерти, и т.д.) В дальнейшем из истории человечества после грехопадения мы знаем, что люди становились только все хуже и хуже, и не было никакой возможности человеку своими силами вернуть прежнее состояние и восстановить человеческую природу в себе самом. И вот как раз для этой цели: для искоренения греха в человеке, для исцеления человеческой природы (от слова целостный), для устранения в ней смертности и, даже более того, для ее воссоздания и воскрешения в нетлении и большей Славе и необходимо было прийти на землю ни ангелу, ни пророку, а самому Богу. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Слово (от греч. Logos –слово, мысль) или Сын Божий воплотился, т.е.воспринял поврежденную человеческую природу во всей полноте, чтобы исцелить её в Себе Самом.
Люди, живущие после Божественного воплощения, имеют теперь возможность спасения от греха и исцеления своей человеческой природы через приобщение богочеловечеству Христа (соединяясь с Ним непостижимым образом в Святых Таинствах, совершаемых Христом в Церкви). Вышесказанное необходимо, конечно, каждому для себя раскрыть подробно через изучение Евангелия и хотя бы некоторых творений святых отцов. Мы же, обозначив для себя величие значения Христова дела (т.н. домостроительства нашего спасения) имеем повод радоваться в праздник Рождества Христова полнотой радости, как люди, получившие залог вечного блаженства или счастья.