Рождественский Сочельник

6 января в Рождественский сочельник — канун Рождества Христова в Богородско-Уфимском храме была отслужена Божественная литургия, которую совершил иерей Максим Ракитин.

Согласно богослужебному Уставу Русской Православной Церкви, накануне Рождества Христова совершается литургия свт. Василия Великого, которая служится всего 10 раз в году.

В этот день были торжественно совершены Часы Навечерия с чтением Ветхозаветных паремий, Апостола и Евангелия, а по их окончании — последование Изобразительных. Затем была совершена Божественная литургия святителя Василия Великого в соединении с Великой Вечерней.
По окончании литургии перед иконой Рождества Христова в центре храма совершено славление, — пение Тропаря и Кондака праздника Рождества Христова.

В заключении богослужения иерей Максим поздравил прихожан с наступающим праздником Рождества Христова и обратился со словом проповеди.

О богослужении накануне праздника Рождества Христова

I. Чем более приближается праздник Рождества Христова, тем чаще слышатся в церковных песнопениях дорогие сердцу христианскому имена Девы Марии и Иосифа, тем чаще Церковь переносит наше воспоминание в священный вертеп Вифлеемский, указует нам на звезду волхвов, призывает поклониться повитому пеленами, лежащему в яслях Богомладенцу.

II. а) За пять дней до праздника начинается его предпразднство. Службы из Октоиха оставляются, взамен их поются стихиры и каноны предпразднства. «Незаходимое Солнце грядет воссиять из девственного облака и просветить всю подсолнечную, – воспевает Церковь, – потщимся встретить Его чистыми очами и чистыми деяниями… Бог Слово, носимый на раменах херувимских, облекшись плотию, грядет родитися от племене Иудова. Готовься, Вифлеем! откройтесь врата Едема! Красуйся дом Давидов – Ефрафа! Вот древо жизни процвело в вертепе от Девы; Ее утроба явилась для нас мысленным раем; вкушая от его насаждения, мы не умрем, подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший восставить образ!.. Радуйтесь, пророки, патриархи, взыграйте, Христос рождается, Царь небес на землю приходит…»

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великою вечерней.

аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенною торжественностию слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом.

В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству.

И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царскими.

Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог па веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» (Пс. 44:3–5). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 3). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сению благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» (Пс. 71:10–11). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира… будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» (Пс. 71:3–4,7 и 17).

Вслед за вдохновенными псалмами Давида слышатся гласы древних пророков: Михея, предвозвестившего рождение в Вифлееме великого вождя Израилева; Иеремии, предузревшего восток, свыше грядущий озарить вселенную новым светом, и особенно дивное пророчество Исаии, за семь веков предузревшего бессеменное зачатие Богочеловека: «Слышите доме Давидов…», восклицает сей, как называют его отцы Церкви, евангелист Ветхого Завета: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил… с нами Бог! (Ис. 7:14; 8:10). «Разумейте, язы́цы, и покаряйтеся, услыиште даже до последних земли: могущии, покаряйтеся (Ис. 8:9). «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепок, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века…» (Ис. 9:6).

Светлые видения древних пророков сменяются трогательным повествованием евангелистов о первых минутах земной жизни Господа Младенца и словами Боговдохновенного Павла, раскрывающими догматическую и нравственную мысль праздника.

В промежутках этих чтений песнь церковная, живая и торжественная более, нежели в обыкновенных службах, то, в виде гимна, изумляется, славит, призывает небо и землю к хвале Всевышнему, то, как молитва, изливается в святых чувствах благодарения и покорности Создателю вселенной, то представляет лица из времен самого события действующими и трогательно беседующими. Большая часть этих песней принадлежит, как сказано выше, славному витии христианскому, иерусалимскому патриарху Софронию.

Самое отправление царских часов отзывается особенною торжественностию. Оно начинается изнесением чрез царские врата Св. Евангелия из алтаря, вне которого оно лежит во все продолжение часов, как бы в знамение того, что рождающийся Спаситель теперь уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но лежит во свет всем языкам. Пред Св. Евангелием воскуряется фимиам в воспоминание смирны и ливана, принесенных мудрецами Востока в дар божественному Младенцу. В древней константинопольской Церкви государь, вшедши в церковь, прежде всего преклонялся пред Св. Евангелием. Лицо его в эти минуты прекрасно напоминало собою тех восточных царей, или мудрецов, которые, отложив земное свое величие, смиренно поверглись некогда пред убогою колыбелью Господа Младенца. (См. «Душ. собес.», изд. Афонского Пантелеимонова монастыря, 1894 г., вып. XII).

Перенося таким образом мысль верующих в первые минуты явления Сына Божия на земли и живописуя пред очами их события, окружавшие колыбель Спасителя мира, царские часы наилучшим образом располагают душу к живейшему чувствованию благодеяний Господа Иисуса Христа и предуготовляют ее к празднованию, достойному и христианина, и праздников христианских.

бб) На великой вечерне, в глубоко поучительных стихирах на Господи воззвах, составленных патриархами Германом и Анатолием, величественно изображается тайна Рождества Христова: «Приидите, возрадуемся пред Господом, возвещая настоящую тайну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обращается назад, херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за преслушание, ибо неизменный образ Отца, образ Его Вечного Существа, приемлет вид раба… Бог истинный, Он остается каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию соделавшись человеком… Свет от Света, Сияние Отца! Ты просветил всю тварь, – всякое дыхание славит Тебя! Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился ради нас на земле человеком! Каждая из созданных Тобою тварей благодарение Тебе приносит: ангелы – пение. небеса – звезду, волхвы – дары, пастыри – удивление, земля – вертеп, пустыня – ясли, а мы приносим Матерь Деву!..» После входа начинается ряд паремий, числом до восьми: 1-я паремия указует в Богомладенце Творца неба и земли (Быт. 1:1–13); во 2-й Дух Божий вещает устами Валаама о Христе Спасителе: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ. 24:5–9, 17–18); в 3-й слышим предсказание пророка Михея о том, что из Вифлеема изыдет Старейшина, Которого происхождение предвечное (Мих. 4:6–7; 5:24). Тут чтение прерывается и лики поют: «Тайно родился Ты, Спасе, в вертепе, но небо всем проповедало Тебя, как бы устами, звезду являя, и волхвов привело к Тебе, поклоняющихся верою, с ними же помилуй нас!» Последние слова повторяются несколько раз при чтении псалма 86-го. Затем продолжается чтение паремий: в 4-ой пророк Исаия возвещает о Христе, под образом жезла от корня Иессеева, который будет облечен всеми дарами Духа Божия и дарует познание Господа всей земле (Ис. 11:1–10); в 5-й Иеремия возвещает о явлении Бога на земле и о Его жизни между людей (Вар. 3:36–4:4); в 6-й Даниил изъясняет сон Навуходоносору о грядущем вечном Царстве Божием (Дан. 3:31–36,44,45). И снова чтение прерывается пением: «Воссиял Ты от Девы, Христе, духовное солнце правды, и звезда показала Тебя невместимого, вмещающегося в вертепе…» А чтец произносит по стихам псалом 92. Наконец читаются паремии 7-я и 8-я, обе из книги пророка Исаии. «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (9:6–7; 7:10–16; 8:1–4; 8–10). Последняя паремия заканчивается торжественным словом пророка: «С нами Бог». По окончании Литургии среди Церкви возжигается светильник, изображающий звезду, и священнослужители в первый раз поют тропарь и кондак праздника. (См. «Троицкий листок», № 298).

III. Таково, братия, трогательно-умилительное и высокопоучительное служение накануне праздника Рождества Христова. Протоиерей Григорий Дьяченко
ссылка: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/bogosluzhenie-prazdnichnoe/#0_8